Министерство образования Архангельской области, Научно-образовательный центр «Ломоносовский дом», Межрегиональный общественный Ломоносовский фонд совместно с Архангельским областным институтом открытого образования и Северным (Арктическим) федеральным университетом имени М.В. Ломоносова реализуют многолетний проект под общим названием «Имя и Родина Ломоносова в истории России с древнейших времен до наших дней».

Цель проекта — создание регионального учебно-методического комплекса для школьников Архангельской области по истории Архангельского Севера.

В рамках проекта:

1) В 2017 году был подготовлен и утвержден Региональный историко-культурный стандарт Архангельской области.

2) В 2019–2021 годах были выпущены учебные пособия для 6, 7, 9 и 10–11-х классов под общим названием «История Архангельского Севера» тиражом, обеспечивающим пособиями каждого школьника Архангельской области. В настоящий момент завершается работа над учебным пособием для 8 класса.

3) В 2020 году был издан тиражом 10 000 экз. и передан в школы и образовательные учреждения среднего профессионального образования Архангельской области атлас «Родина Михаила Ломоносова в истории России с древнейших времён до наших дней: историко-культурный атлас» (авт.-сост. Р.Ю. Болдырев. — М.: Русское слово – учебник, 2020). Атлас включил 34 оригинальные карты, выполненные на современной картографической основе.

Список карт:

  • Валдайское оледенение на Севере Европы.

  • Археологические памятники Архангельского Севера.

  • Расселение племен в Карельском межозерье в X – XII веках.

  • Архангельский Север в составе Новгородской земли в XII – XIII веках.

  • Архангельский Север в XIV – XV веках.

  • Архангельский Север в XVI веке.

  • Смутное время на Севере в начале XVII века.

  • Экономическое развитие Архангельского Севера в XVI – XVII веках.

  • Административно-территориальное деление и политическое развитие Севера в первой половине XVIII в.

  • Административно-территориальное деление и экономическое развитие Севера во второй половине XVIII в.

  • Географические открытия в Арктике в XVIII в.

  • Маршруты М.В. Ломоносова по России и Западной Европе.

  • Научные экспедиции XVIII века, организованные при участии М.В. Ломоносова.

  • Политическое развитие Архангельского Севера в XIX – начале XX века.

  • Экономика Архангельского Севера в XIX – начале XX века.

  • Военные действия на Севере в годы Крымской войны, 1854 – 1855 годы.

  • Образование и культура Архангельского Севера в XIX – начале XX века.

  • Архангельск – центр арктических экспедиций в XIX – начале XX века.

  • Архангельский Север в годы Первой мировой войны.

  • Гражданская война и интервенция на Севере.

  • Экономическое и политическое развитие Севера в 1920 – 1929 годах.

  • Экономическое и политическое развитие Севера в 1929 – 1945 годах.

  • Военные действия в Арктике 1941 –1 945 годы.

  • Северные конвои, 1941 – 1945 годы.

  • Экономическое развитие АО в 1950 – 1980-е годы.

  • Экономическое развитие АО в 1990 – 2000-е годы.

  • Административно-территориальное деление Архангельской области  в 2000-е годы.

  • Баренцев Евро-Арктический регион.

  • Наука и образование на Архангельском Севере в XX – начале XXI века.

  • Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова в системе научно-образовательных связей в России и мире.

  • Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова в системе научно-образовательных связей в России и мире.

  • Имя и наследие М.В. Ломоносова в Архангельской области.

  • Имя и наследие М.В. Ломоносова в Российской Федерации.

  • Имя и наследие М.В. Ломоносова в современном мире.

4) В 2020–2021 годах были изданы учебные хрестоматии по истории Архангельского Севера для 9–11-х классов. Они содержат отрывки из исторических источников, содержащих в себе сведения о природных условиях Севера, внешнем облике Архангельска и уездных (районных) центров, жизни и быте северян, экономическом развитии региона в XIX–XX веках, шедших в нём политических процессах, межнациональных отношениях, состоянии кораблестроения и мореплавания, развитии образования, науки и культуры на территории региона, участии жителей нашего края в обороне Отечества во всех войнах XIX–XX  веков. К каждому документу даны задания по истории и обществознанию, что дает возможность использовать региональный материал не только на уроках истории, но и в преподавании курса обществознания, провести интегрированные уроки в 9–11-х классах. Большой выбор источников и заданий к ним позволяет дифференцировать преподавание в зависимости от индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся, организовать работу с одарёнными детьми по подготовке их к олимпиадам по истории, обществознанию, экономике, праву, усилить источниковедческую подготовку обучающихся, ориентированных на углублённое изучение предмета.

5) В 2020–2022 годах были изданы методические рекомендации по преподаванию курса «История Архангельского Севера» в 6–11-х классах. Они содержат разъяснения для учителя по вопросам методики преподавания, примерные программы преподавания курса в 6, 7, 9, 10 и 11-х классах, варианты использования текста и иллюстративного материала учебных пособий, документов хрестоматий, карт атласа на уроке. В каждой из пяти методичек есть готовые конспекты проведения уроков по каждому параграфу учебных пособий, в том числе и уроков-практикумов.

6) Подготовлен комплект электронных образовательных ресурсов «Родина Ломоносова в истории России с древнейших времен до наших дней», размещённый в открытом доступе в сети Интернет.

 

Библиографический указатель:

  • Региональный историко-культурный стандарт Архангельской области / Под ред. Р.Ю. Болдырева. — Архангельск, Изд-во АОИОО 2018. — 74 с.

  • Болдырев Р.Ю., Мартынов А.Я., Шаляпин С.О. История Архангельского Севера с древнейших времён до конца XV века: учеб. пособие для учащихся 6-х кл. общеобразоват. организаций / А.Я. Мартынов, С.О. Шаляпин, Р.Ю. Болдырев. — Архангельск: САФУ–АО ИОО, 2019. — 136 с.

  • Болдырев Р.Ю., Зашихин А.Н., Копица М.Н. История Архангельского Севера: 1801–1914: учеб. пособие для учащихся 9-х кл. общеобразоват. организаций / А.Н. Зашихин, Р.Ю. Болдырев, М.Н. Копица. — Архангельск: САФУ–АО ИОО, 2019. — 128 с.

  • История Архангельского Севера с 1914 г. до наших дней: учеб. пособие для учащихся 10–11-х кл. общеобразоват. организаций. Базовый и углублённый уровни: в 2 кн. Кн. 1. 1914–1945 гг. / Р.Ю. Болдырев, Т.П. Тетеревлёва, Д.Б. Петруханов и др.; под ред. Р.Ю. Болдырева; Архангельский обл. ин-т открытого образования, НОЦ «Ломоносовский дом». — Архангельск: АО ИОО, 2020. — 216 с.

  • История Архангельского Севера с 1914 г. до наших дней: учеб. пособие для учащихся 10–11-х кл. общеобразоват. организаций. Базовый и углублённый уровни : в 2 кн. Кн. 2. 1946 г. – начало XXI в. / Р.Ю. Болдырев, Т.П. Тетеревлёва, Д.Б. Петруханов и др.; под ред. Р.Ю. Болдырева; Архангельский обл. ин-т открытого образования, НОЦ «Ломоносовский дом». — Архангельск: АО ИОО, 2020. — 184 с.

  • Хрестоматия к учебному пособию А.Н. Зашихина, Р.Ю. Болдырева, М.Н. Копицы «История Архангельского Севера, 1801–1914» для 9 класса общеобразовательных организаций / авт.-сост. Р.Ю. Болдырев; Архангельский обл. ин-т открытого образования. — Архангельск: АО ИОО, 2020. — 188 с.

  • Родина Михаила Ломоносова в истории России с древнейших времён до наших дней: историко-культурный атлас. 6–11 класс / авт.-сост. Р.Ю. Болдырев. — М.: ООО «Русское слово – учебник», 2020. – 52 с.

  • Методические рекомендации к учебному пособию А.Н. Зашихина, Р.Ю. Болдырева, М.Н. Копицы «История Архангельского Севера, 1801–1914». 9 класс / авт.-сост. Р.Ю. Болдырев, М.Н. Копица; Архангельский обл. ин-т открытого образования. — Архангельск: АОИОО, 2020. — 49 с.

  • Методические рекомендации к учебному пособию А.Я. Мартынова, С.О. Шаляпина, Р.Ю. Болдырева «История Архангельского Севера с древнейших времён до конца XV века». 6 класс / авт.-сост. Р.Ю. Болдырев, М.Н. Копица; Архангельский обл. ин-т открытого образования. — Архангельск: АОИОО, 2020. — 57 с.

  • История Архангельского Севера, XVI–XVII века: учеб. пособие для учащихся 7-х кл. общеобразоват. организаций / Т.С. Минаева, Р.Ю. Болдырев, Е.Е. Шурупова и др. — Архангельск: АО ИОО, 2021. — 128 с.

  • Хрестоматия к учебному пособию «История Архангельского Севера с 1914 г. до наших дней» под ред. Р.Ю. Болдырева для 10–11-х классов общеобразовательных организаций / авт.-сост. Р.Ю. Болдырев; Архангельский обл. ин-т открытого образования. — Архангельск: АО ИОО, 2021. — 240 с.

  • Методическое пособие к учебному пособию Т.С. Минаевой, Р.Ю. Болдырева, Е.Е. Шуруповой «История Архангельского Севера, XVI–XVII века». 6 класс / под ред. Р.Ю. Болдырева; Архангельский обл. ин-т открытого образования. — Архангельск: АОИОО, 2022. — 50 с.

  • Работа с источниками по региональной истории на уроках истории и обществознания в 9 классе: методические рекомендации по использованию хрестоматии к учебному пособию к учебному пособию А.Н. Зашихина, Р.Ю. Болдырева, М.Н. Копицы «История Архангельского Севера, 1801–1914» / Р.Ю. Болдырев, Г.М. Тышлек, З.А. Тархова; под ред. Р.Ю. Болдырева; Архангельский обл. ин-т открытого образования. — Архангельск: АОИОО, 2022. — 82 с.

  • Методическое пособие к учебному пособию под ред. Р.Ю. Болдырева «История Архангельского Севера с 1914 г. до наших дней». 10–11 класс / Р.Ю. Болдырев, О.Л. Аввакумова, Г.М. Тышлек; под ред. Р.Ю. Болдырева; Архангельский обл. ин-т открытого образования. — Архангельск: АОИОО, 2022. — 100 c.