26 сентября 2018 года ушла из жизни Татьяна Сергеевна Буторина. Научная общественность потеряла одного из своих ярких представителей, выдающегося ломоносововеда, доктора педагогических наук, Лауреата региональной общественной награды «Достояние Севера», Почетного гражданина города Архангельска. Не стало яркой личности, которая очень любила свою малую Родину – Холмогорский район и многое сделала для популяризации научного и творческого наследия М.В. Ломоносова. Это благодаря её инициативе издана пятитомная Поморская энциклопедия, в САФУ создан Ломоносовский институт, а в России появился Ломоносовский фонд, вице-президентом которого Татьяна Сергеевна была 25 лет. Татьяна Сергеевна Буторина остается в нашей памяти как талантливый педагог, мудрый, интеллигентный, внимательный, нестандартно мыслящий ученый. Она всегда была готова помочь, поддержать, поделиться своим колоссальным опытом и знаниями. Архангельская земля потеряла уникального Человека, настоящего патриота своей малой Родины и России.
Людмила Ашиток
«С Ломоносовым по жизни». Прощание
Пришла грустная весть о кончине Татьяны Буториной, действительного члена Российской академии социальных наук, вице-президента Ломоносовского фонда, доктора педагогических наук. А еще директора Ломоносовского института САФУ, лауреата премии «Достояние Севера», почётного гражданина Архангельска и Холмогорского района.
Стирая глянец
Мы не раз беседовали с Татьяной Сергеевной, обо всем – интересных людях архангельской земли, которые войдут в том «Культура» Поморской энциклопедии, о женщинах в жизни Михаила Ломоносова, его учебе в Германии, статьях, например, «О сохранении и сбережении российского народа» или «Краткое руководство к красноречию». Она делилась заботами о его малой родине, о том, что делается и хочется сделать для того, чтобы первый русский академик представал перед нами не в хрестоматийном глянце, а живой, дерзкий, неуспокоенный… Как в пьесе Насти Экаревой, которую Татьяна Сергеевна горячо поддержала. Надеемся, театр драмы ее все же поставит.
По ее инициативе у реставрируемой церкви Димитрия Солунского на родине великого земляка открыт памятный знак родителям Михайлы, реализована программа «Родина Ломоносова» к его юбилею, много было радений об обустройстве Ломоносовской усадьбы – так и не осуществленного, к сожалению, проекта.
Правда, знаю тех, кто считает ее подвижническую деятельность по сохранению наследия Ломоносова «фундаментальной фальсификацией региональной истории и культуры». Комментировать сие не хочу, но спрошу: «А вы что сделали для культуры родного края?»
И хочу привести выдержки из моего давнего интервью, которое делалось еще к ее 60-летию. Но оно нисколько не устарело, а много говорит о личности Татьяны Сергеевны.
Лошадь для Петра
– Татьяна Сергеевна, есть люди, у которых трудно брать интервью, и не из-за их закрытости, а наоборот. О них, кажется, уже все знают, попробуй спросить что-нибудь новенькое, найти в их биографии неизвестный широкой публике факт, да и им уже скучно отвечать по сути на одни и те же вопросы. Вот я сейчас, честно говоря, в подобном положении.
– Именно для таких случаев я написала краткую автобиографию, можете полистать...
– Спасибо, конечно, но давайте, отталкиваясь от этого текста, вспомним, самые важные, поворотные моменты Вашей жизни.
– Наверное, первый и самый важный, то, что я родилась, и кто были мои родители, мои предки. По семейному преданию один из них отлично подковал лошадь для Петра I, а мой дед Василий Моховиков был великолепным сплавщиком у лесозаводчиков Чудиновых. Отец Сергей Васильевич Моховиков, несмотря на то, что с войны вернулся на костылях, был очень активен, всю жизнь проработал в сельском хозяйстве – организовывал МТС в Емецке, создавал мелиоративную станцию в Вельске... А мама Дарья Григорьевна – простая русская труженица, ей хватало работы и в поле, и дома, ведь у нас была большая семья – пятеро детей. Главное, что я вынесла из детства чувство семейственности, чувство дома, которое ассоциируется с общим застольем – завтраками, обедами и ужинами, особой уважительностью в отношениях отца и матери, воспитанием трудолюбия в нас, детях... Именно на таких принципах потом и я свою семью строила.
– Знаю, Вы пропагандист традиционного семейного уклада, того, что ныне ушло из жизни современных людей.
– К большому сожалению. Но сегодня самое время по достоинству оценить историко-педагогический опыт нашего Поморья в воспитании детей – традиции народной педагогики, поморской семьи. В теоретическом плане мы это обобщаем с аспирантами, радует, что и в практике находит применение, в детских садах, например. Однако и с подростками, молодежью надо работать. Важно, чтобы вступающие в брак знали о своих корнях, истории своей семьи.
Страшно было браться за такую глыбу
– Давайте продолжим выстраивание "рейтинга" важных событий Вашей жизни. Как, кстати, и когда вошел в нее Ломоносов?
– Это тоже связано с отцом, который привнес в семью культ книги и однажды привез из командировки "Родину Ломоносова" Морозова, одного из ведущих ломоносововедов страны. Книга со мной до сих пор, считаю ее очень интересной и часто использую в своей научной деятельности. Хотя папа тогда и не предполагал, что я буду заниматься Ломоносовым. Потом, уже в 1980 г. в стенах педагогического института его ректор Георгий Фруменков предложил тему Ломоносова. Мне было поначалу страшно браться за такую глыбу. Начались годы скрупулезного сбора материалов, работы в архивах, в результате выпустила первую хрестоматию по педагогическому наследию Ломоносова, монографию, в 1990-м защитила первую в Архангельской области докторскую по педагогике, в 1992 г. при моем непосредственном участии организован Ломоносовский фонд... И тут не могу не вспомнить Виктора Михайловича Третьякова, который очень поддержал нас, став первым генеральным директором фонда.
– У Вас были кумиры?
– Скорее люди, которые, как и Третьяков, вели по жизни, оказывали на нее большое влияние. Георгий Фруменков, Николай Лаверов, Павел Балакшин, Олег Соколов...
– Татьяна Сергеевна, а что повлияло на Ваш выбор профессии?
– Я собиралась в Ленинградский университет на романскую филологию, но заболел отец, и пришлось выбрать то, что поближе к дому. До этого год проработала пионервожатой в школе №2 Вельска, вот и пошла в пединститут на историческое отделение историко-филологического факультета. Должна заметить, пионерия и комсомол сыграли в судьбе нашего поколения решающую роль, мы жили интересной, яркой жизнью, воспитывались лидерами. Благодарна моему учителю в Долматовской школе Ровдинского района Александру Александровичу Орлову, считаю, что принципы высокой нравственности, трудолюбия, ответственности, коллективизма во мне были заложены здесь. И в институте были очень сильные преподаватели Елена Сперанская, Юрий Новожилов, Анатолий Куратов... Под их руководством мы учились с вдохновением, прививался вкус к творчеству, к научной работе, к исследовательскому поиску.
Растить Алферовых и Лаверовых
– Нынешняя молодежь – студенты другие?
– Между нашими поколениями есть много общего – молодость есть молодость. Но у нынешних больше возможностей в получении информации, компьютерного общения, знакомства с другими культурами, другими народами, они могут учиться и работать за границей. Но отсюда и излишняя раскованность, и, что особенно удручает, отсутствие общей культуры. Технократическое веяние, узкая специализация не способствуют качеству подготовки. Инженера всегда отличала грамотность в речи, общая культура, умение общаться с людьми. Крупные вузы, такие как МВТУ имени Баумана или Политехнический в Санкт-Петербурге очень большое внимание уделяют соединению гуманитарной и технической составляющих образования. Да все интересные открытия происходят на стыке наук. У нас много одаренных молодых людей, им надо помогать развивать таланты, чтобы получились из них такие ученые как Жорес Алферов или Николай Лаверов, которые, имея техническое образование, глубоко анализируют явления, обладают большой культурой.
– Оказывается, в свое время Вам предлагали стать ректором ПГУ, почему отказались?
– Это было в 1986-м. В обкоме КПСС меня три часа уговаривали, некоторые коллеги говорили: "Соглашайся, у тебя будут почетные звания, ордена, депутатство!". Но я не тщеславна, мне это было не нужно, к тому же больше хотелось заниматься наукой, защитить докторскую диссертацию. Однако творческую группу по разработке концепции преобразования пединститута в педагогический университет я возглавила, это была очень интересная работа, творческий взлет - обобщали мировой и отечественный опыт педагогического образования, планировали стратегию развития факультетов, кафедр и в то же время - содержание национально-регионального компонента в учебном плане с программами, методиками, пособиями...
У нас много золотинок
– Татьяна Сергеевна, сколько Вы ученых воспитали?
– 33 кандидата и 2 доктора педагогических наук. Они преподают, заведуют кафедрами, стали деканами, проректорами. Мы смогли развить новое направление в науке – педагогическую регионологию. С 1995 г. я проректор по научной работе в АГТУ, и здесь тоже веду большую работу по воспитанию патриотизма у молодежи через опять же приобщение к традициям Поморья, к наследию Михаила Ломоносова, мы ввели курс "Ломоносововедения", оборудовали Ломоносовскую аудиторию, стремимся держать связь со школами Холмогорского района.
– Вы председатель комиссии по конкурсному отбору лучших школ и учителей области для получения президентских грантов по национальному проекту "Образование", а есть у вас свои "любимчики" среди них?
– Безусловно, есть, но я их узнала задолго до объявления конкурса. В большинстве из заявленных школ бывала, достаточно хорошо знаю их, потому даже без экспертной оценки могла бы выстроить рейтинг, и мало, кстати, ошиблась в своих расчетах. Порадовало, что сельские школы ни в чем не уступают городским, даже гимназиям и лицеям - малокомплектная Климовская Коношского района, Луковецкая Холмогорского... И среди учителей очень много "золотинок".
– Татьяна Сергеевна, Вы ведь тоже у нас "золотая", Архангельск объявил Вас женщиной года, Вы стали победителем областного и Всероссийского конкурсов "Женщина – директор 2005 года". Какие, на Ваш взгляд, они – наши северные женщины?
– В современной северной женщине воплощены лучшие черты поморок – целеустремленность, ответственность, высокое чувство справедливости. На днях вручала дипломы на юридическом факультете, считай, одни девушки, пожелала им счастья, хорошего дома, большой, дружной семьи. К сожалению, многие девушки сейчас нацелены на карьеру, а семью, детей оставляют на потом. Беспокоит западное веяние увлечения гражданским браком, который на самом деле является сожительством без всякого чувства ответственности. Государство вроде спохватилось, удастся ли ему поддержать ориентацию молодежи на семью, рождение детей – покажет время.
– Вы счастливая жена, мать, бабушка?
– Нашей семье с Николаем Ивановичем Буториным почти четыре десятка лет. Сын Олег – федеральный судья, два внука – Даниил и Ростислав. Любим бывать в своем доме в Сие Холмогорского района, где всегда много друзей, где отдыхаешь душой...
(Николай Иванович через несколько лет утонул в реке. Надеюсь, там, высоко, они найдут друг друга…)
КСТАТИ Одна из последних книг, подготовленных Татьяной Буториной – «Я духом зрею минувшее время», где собраны ставшие крылатыми цитаты Ломоносова из всех его 11 томов собрания сочинений.